Дерево бонсай — история возникновения и классификация
Все о Бонсай
История Бонсай
Искусство бонсай зародилось в Китае. Когда, не знает никто, но история его насчитывает не менее двух тысяч лет. Название пишется двумя иероглифами обозначающими – плошка и дерево.
Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В японском языке слово “бонсай” означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне.
В течение многих столетий японцы жили в богатой природной среде и в условиях непрерывной смены времён года, что выработало в них способность и желание воспроизвести рукотворное создание соответствующих пейзажей в миниатюре. Созерцание бонсай давало возможность насладиться зрелищем, очень похожим на большой пейзаж на открытом воздухе. Карликовое дерево—это нечто большее, чем просто комнатная растительность, выращиваемая ради красивых листьев и цветов.
На настенных росписях в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) изображены придворные держащие в руках бонсай. Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь веков. Одна из них гласит, что некий император повелел создать у себя во дворе миниатюрную копию всей империи, города, реки, горы. Для этой копии и создавались миниатюрные деревья.
Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме. Даосы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих исследований им удобно было манипулировать не самими объектами внешнего мира а их миниатюрными копиями-символами. Даосы верили, что миниатюризировав объект они могли бы сконцентрировать и манипулировать всеми его магическими качествами. А деревья были самыми большими и долговечными живыми существами. Так что и здесь прагматичные китайцы себе не изменили. Достоверных сведений о том, помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным у нас нет, но, со временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала самодовлеющей и бонсай превратился в произведение искусства.
И вот, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию. Как и многие другие заимствования, японцы довели искусство бонсай до совершенства. И сегодня слово бонсай вызывает ассоциацию с Японией. Именно японцы разработали систему канонов, которая включает в себя, как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции. Бонсай очень часто выступает как один из аксессуаров чайной церемонии.
Старая японская легенда о бонсай рассказывает что некогда сёгун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, – путник сильно замёрз, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого – растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, на следующий день продолжил свой путь.
Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай – дар сёгуна своему спасителю.
К восемнадцатому столетию, в Японии техника выращивания деревьев в контейнерах развилась в очень утончённую форму искусства. Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое. Всё живое особенно радует наш глаз и умиляет в самом начале жизненного пути – в молодости. Но не у деревьев.
Чем древнее дерево, чем более оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем приятнее и интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай. И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многих поколений людей и материализованное в, почти не встречающемся в природе, изяществе особенно ценится в бонсай.
В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни – юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость – цветами и плодами, а старость – стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами.
Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай – изящество или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, мы видим шедевр.
К началу 17-го столетия, тем не менее, уже многие люди в Эдо (современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения. Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать карликовые деревья в произведения искусства.
Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: “прямой ствол”, “склоненный ствол”, “скрученный ствол”, “каллиграфическое дерево”, “обрыв”, “полуобрыв”, “пень”, “бамбук и камни” .
По размеру большая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при проведении чайных церемоний.
Из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсаи стало проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в мисках».
Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868–1912 гг.) выращивание бонсаи возводят в ранг искусства и появляется термин «художественный бонсаи».
Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.
Формирование бонсаи – средство приближения бонсаи к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера.
Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.
Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсаи стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.
Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.
Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой; в широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсаи.
В буддийской мифологии, которая была активно воспринята в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растёт дерево жизни. Весь мир – это сад Будды, а правитель в нём – садовник. Выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император.
КАК СОЗДАВАТЬ и ПОНИМАТЬ БОНСАЙ. Часть 1 (история возникновения и скрытая суть)
Искусство создания изысканных и изящных живых растительных миниатюр популярно во многих странах. Оно известно широкой публике как бонсай и считается исконно японским. При этом представителей западной культуры привлекает экзотичность облика и не интересует неявная для непосвященных духовная составляющая.
Используя отточенные приемы восточных мастеров, западный человек стремится к достижению внешнего эффекта. И только малой части увлеченных формированием карликовых деревьев ведома скрываемая за миниатюрными листочками истинная суть данного искусства.
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Подлинные события, которые привели к зарождению традиции выращивания в разнообразных емкостях живых миниатюр, теряются в глубине тысячелетий. В гробницах Древнего Египта имеются изображения, где подобные растения расположены возле храмов. Полагают, что в жизни египтян времен фараонов они могли играть определенную роль в религиозных обрядах или методиках врачевания.
В Древней Индии лекарственные растения в небольших контейнерах были атрибутом странствующих врачевателей и монахов. Подобная компактность позволяла всегда иметь под рукой свежие ингредиенты для нужного снадобья. Из Индии аювердическая медицина и буддизм проникли на территорию Китая.
Скорее всего, вместе с ними там появились и переносимые в специальных емкостях растения. Для облегчения транспортировки их компактность увеличивали путем регулярной стрижки и обрезки. В результате листья мельчали, ветви росли гуще и само растение гармонично уменьшалось. Со временем подобные манипуляции стали техникой создания декоративных миниатюр.
Как бы ни было, но именно Китай считается тем местом, где в IV-II веках до н.э. зародилось оригинальное искусство создания миниатюрных ланшафтов – пэньцзин (盆景) или пенджинг (pen jing), где «pen» плошка, горшок и «jing» пейзаж. На протяжении веков оно развивалось, формируя новые стили и направления, а также проникая на территорию соседних стран: Кореи, Вьетнама, Японии.
В каждой из стран мастерство миниатюризации растений преломлялось в свете местных культурных традиций и народного менталитета. В результате возникают различные предпочтения и представления об идеале.
Так, в отличие от Китая, в Японии ландшафты не столь разнообразны, поэтому особую популярность обрело формирование отдельных карликовых деревьев – пентсай (penzai или 盆栽), что переводится «растение в плошке» и по-японски звучит как бонсай.
Точное время, когда именно в Японии начали осваивать умение создавать растительные миниатюры неизвестно. По некоторым сведениям это случилось еще до 800-х годов, по другим – в XIII столетии.
Известные своей изысканной эстетичностью и склонностью к символизму японцы довели до совершенства мастерство выращивания карликовых деревьев. При этом к формированию бонсай и подбору контейнера они предъявляют очень строгие требования, ставшие почти нерушимыми канонами.
Именно наиболее канонизированный бонсай страны Восходящего Солнца в первой половине ХХ столетия начал успешное «покорение» Европы и Америки. Сегодня это считающееся традиционно японским искусство имеет огромное количество почитателей в разных странах. И среди миллионов сформированных миниатюр подавляющее большинство являются вариацией стилей японских мастеров.
ТАИНСТВО БОНСАЙ
Как и подавляющее большинство аспектов восточной культуры и философии, бонсай кажется доступным и очевидным взору каждого наблюдателя. Но в то же время за его простотой скрывается понятный лишь посвященному потаенный смысл.
Доступными и общими для всех, кто занимается формированием растительных миниатюр, являются агротехнические приемы. Причем термин бонсай используют как для техники выращивания, так и для самих карликовых растений.
Создаются растительные миниатюры из нормальных деревьев и кустарников, которые в благоприятной среде достигали бы отнюдь не карликовых размеров.
Однако попав в руки бонсаиста, они постоянно подвергаются воздействию угнетающих их развитие факторов. Но одним негативным влиянием результата добиться не получится – постоянное пребывание в экстремальных условиях приведет к гибели растения.
В действительности уменье формировать бонсай это баланс между диаметрально противоположными воздействиями, когда ведущие к смерти ограничения компенсируются поддержкой жизненных сил. То есть, обрезая крону и корневую систему и помещая растение в сдерживающий рост корней контейнер с обедненным субстратом, необходимо обеспечить получение всех необходимых питательных веществ за счет подкормки.
Места срезов веток и удаления коры обязательно обрабатываются антисептиком. Размещение под ярким солнечным светом для уменьшения размера и увеличения густоты листьев требует регулярного увлажнения путем регулярного полива и обильного опрыскивания. Чем точнее соблюдено равновесие, тем элегантнее бонсай.
Подобно иным видам искусства создание растительных миниатюр требует овладения определенными навыками. Изучение теории и практические занятия позволяют стать настоящим профессионалом. При этом, как и в любом деле, шедевры создаются мастерами с подлинным талантом.
Японскому бонсай присущ лаконизм, естественность и строгость. Как скульптор отсекает от глыбы мрамора все лишнее, так и бонсаист формирует живую карликовую «скульптуру» сохраняя минимум для достижения природного совершенства.
В XII веке в Японию проникло такое оригинальное течение буддизма как дзэн. Согласно его постулатам для постижения изначальной сути вещей требуется устранение всего лишнего. Каждое мгновения бытия при этом ценно само по себе. Такое стремление к минимализму, особые методы тренировки разума и осмысления истины нашли благодатную почву в японском обществе.
Бонсай в этом случае является объединением утверждений дзэн-буддизма о прекрасном даже в незначительном и любви к природе. Формирование растительной миниатюры требует терпения и не приемлет суеты. Уход за карликовым деревцом превращается в своеобразный ритуал, который вызывает ощущение спокойствия и вдохновения сродни медитации.
Периодическая концентрация в процессе работы с растением вызывает не только помогающее формировать совершенную композицию вдохновение, но и позволяет интуитивно познавать духовную сущность вещей.
С этой же целью растительная миниатюра используется как объект сосредоточения при медитации и предмет для размышлений. То есть, карликовое деревцо является элементом практики дзэн-буддизма.
Вместе с тем это отнюдь не любое деформированное причудливым образом руками человека растение. В дзэн все сущее обладает божественным единством, поэтому для внутреннего развития важно слияние с окружающей природой. Какой-бы малой ни была частичка природы, она имеет большое значение, поскольку заключает в себе тайну.
Бонсай олицетворяет воздействие сил природы: палящего солнца, ливней и снегопадов, обедненной почвы, сильных ветров, ударов молнии и т.д. В японских садах также произрастают ниваки – формируемые по схожим канонам, но сохраняющие свои природные размеры деревья. Для мастеров страны Восходящего Солнца оба варианта выступают способом самовыражения на пути духовного постижения мира.
Представителей западной культуры в основном привлекает изысканная экзотичность облика растений. Особо не вникая в тонкости они даже ниваки за внешнее сходство назвали садовым бонсай.
Формируя растение в определенном стиле западные мастера воспринимают его как вариант классического топиари. То есть, выражают основной тезис своей цивилизации – воплощение господства над природой человека.
В этом случае выращивание растительной миниатюры – просто хобби. К тому же в мегаполисах это позволяет обитателям непосредственно соприкасаться с частичкой живой природы. Популярность бонсай привела к разработке ускоренных методов массового получения карликовых деревьев в питомниках.
Подобная коммерциализация обусловила появление огромного количества заштампованных образцов, которые по аналогии с называемыми «голландцами» промышленными комнатными цветами именуются «голландскими пеньками».
История и размеры бонсай
В переводе с японского “бонсай” означает растение в плоском сосуде. Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около 2 тысячелетий назад. В Японию искусство бонсай попало лишь в VI веке н.э. вместе с буддизмом. Здесь оно получило дальнейшее развитие и именно отсюда начало свое триумфальное шествие по всему миру. Япония взяла на себя роль посредника между Китаем и Западом. Именно в стране восходящего солнца были систематизированы и усовершенствованы способы выращивания бонсай. Как таковое искусство современного бонсай возникло в начале XX века. Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях. В целом, японские бонсай, в отличие от традиционных китайских, характеризуются большим изяществом.
Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии – не просто набор операций по выращиванию миниатюрного дерева в сосуде. Это целая философия, требующая от человека, занимающегося бонсай, определенных личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. Европейскому человеку трудно понять японскую философию, однако для достижения успеха ему важно, как минимум, отнестись к бонсай серьезно и проявить максимум внимания и любви к этому делу. При правильном уходе бонсай может прожить сотни лет и стать символом, связующим поколения.
Замечено, что наибольшего расцвета искусство бонсай достигает в периоды процветания и благополучия общества, последнее время бонсай приобрели популярность и в нашей стране.
В современном понимании бонсай означает миниатюрное дерево в горшке. От обыкновенного комнатного растения бонсай отличают пропорции, соответствующие пропорциям рослого дерева. По сути бонсай – это точная, но уменьшенная в размере копия дерева, выросшего в естественных условиях.
Традиционный бонсай должен соответствовать следующим требованиям:
- ствол сильный с четко выраженным основанием корневой системы;
- линия ветвей ясная и четкая;
- ствол и ветви составляют костяк растения и должны хорошо просматриваться даже сквозь листву;
- схожесть со сформировавшимся деревом того же или родственного вида, произрастающего в естественных условиях;
- сосуд простой формы и неброской окраски;
- композиционное соответствие дерева и сосуда.
Бонсай подразделяются по размеру и по форме.
Размер
Классификация бонсай по размеру очень условна. Выделяют следующие виды бонсай:
- большие высотой в 60-120 см;
- средние высотой в 30-60 см;
- маленькие высотой 15-30 см;
- миниатюрные высотой 5-15 см, среди которых различают так называемые “бонсай-с-ноготок” (5-15 см) и “бэби-бонсай” (7,5-15 см).
Высоту растения измеряют от края посуды или от начала корней до самой высокой точки растения. Наибольшей популярностью пользуются “кукольные” бонсай; бонсай маленького и миниатюрного размера, красота и хрупкость которых вызывают невольный трепет. С одной стороны, мы видим настоящее деревце с толстым стволом и пышной кроной, но с другой стороны, отдаем себе отчет, что это деревце принадлежит не нашему миру больших вещей, а неведомой стране лилипутов. Не рекомендуется принудительным путем превращать дерево большого и среднего размера в миниатюрное. Лучше сразу приобрести бонсай желаемого размера или вырастить его самому. В последнем случае, для миниатюрных бонсай используют растения с маленькими листьями и хвоей (например: карликовый бамбук, самшит, кипарис, мирт, розмарин, крушину, сантолину, китайский вяз).
Разведение миниатюрного бонсай практически не отличается от выращивания деревца более крупного размера. Однако все же существуют некоторые особенности формирования маленького деревца:
- более низкая основа (всего 2-3 ветви);
- первые 2-3 года растение рекомендуется выращивать в большом горшке, чтобы сформировать относительно сильный ствол;
- более тщательный полив (но не следует заливать растение!);
- пересадка каждую весну, во время которой удаляют переросшие и волосистые корни;
- слабая концентрация удобрений.